Фрагмент для ознакомления
2
Биомеханические и физиологические аспекты быстроты
Быстрота в спортивном лексиконе представляет собой многогранную конструкцию, включающую быструю нервно-мышечную активацию, быстрые биомеханические реакции и ускоренное включение энергетической системы [В. И. Лях, 2000]; эта трехсторонняя структура подчеркивает сложность быстроты, выходящей за рамки просто скорости и воплощающей синергию физиологических и биомеханических эффектов. В условиях средней школы развитие быстроты требует тонкого понимания возрастной физиологической адаптивности [А. А. Частихин и др., 2015], где податливость молодой мускулатуры и пластичность нервной системы сходятся, чтобы создать окно возможностей для значительного улучшения быстроты путем целенаправленного вмешательства.
Биомеханические компоненты, занимающие центральное место в формировании быстроты, подразумевают оптимизацию паттернов движений для минимизации энергозатрат при максимизации скорости [В.Г. Никитушкин, 2013]; такая оптимизация требует всестороннего понимания кинетических и кинематических принципов, лежащих в основе эффективного движения. В то же время физиологические основы быстроты, включающие в себя как алакритный набор быстро сокращающихся мышечных волокон, так и быструю мобилизацию анаэробных энергетических путей, подчеркивают метаболическое измерение развития быстроты [M. Beato, B. Drust, & A. Iacono, 2020].
Наиболее важным является включение специализированных упражнений в тренировочные режимы, как утверждают Е.Ю. Дьякова, Г.С. Лалаева, А.Н. Захарова и А.А. Миронов [2012], становится ключевой стратегией для повышения быстроты; такие упражнения, разработанные с пониманием биомеханических и физиологических принципов, могут значительно улучшить быстроту спортсменов средней школы. Это пересечение теории и практики, где эмпирические данные служат основой для педагогических подходов, определяет путь вперед в поисках оптимизации развития быстроты в контексте легкой атлетики в средней школе, сочетая жесткие требования биомеханической эффективности с требованиями физиологической адаптивности для формирования спортсменов, которые не только быстрее, но и более биомеханически и метаболически эффективны.
Биомеханическая эффективность, играющая ключевую роль в обеспечении быстроты, зависит от целого ряда факторов, среди которых первостепенное значение имеет нервно-мышечная координация, диктующая точность и быстроту набора и синхронизации двигательных единиц [M. Coh, V. Babić, & K. Maćkała, 2010]. Еще одним важнейшим элементом становится оптимизация кинетических цепей, когда бесшовная интеграция фаз движения обеспечивает сохранение и передачу кинетической энергии [T. Haugen, E. Tønnessen, J. Hisdal, & S. Seiler, 2014]. Механика рычага, в частности соотношение длины и натяжения в мышечных волокнах, в значительной степени определяет потенциал силы и скорости, тем самым влияя на быстроту [J. Silva, G. Nassis, & A. Rebelo, 2015].
В дополнение к этому, проприоцептивная острота, повышающая пространственную и временную осведомленность спортсмена, способствует отточенному выполнению быстрых движений [P. Walankar & J. Shetty, 2020]. Эффективность использования энергетической системы, особенно быстрота регенерации АТФ через анаэробные пути, лежит в основе устойчивости высокоинтенсивных усилий, характерных для быстрых действий [F. Iaia, R. Ermanno, & J. Bangsbo, 2009]. Биомеханический анализ элитных спортсменов, таких как конькобежцы, показывает важность управления угловым моментом и минимизации сил сопротивления – принципов, которые можно перенести на развитие быстроты в различных областях спорта [M. Konings, M. Elferink-Gemser, I. Stoter, D. Meer, E. Otten, & F. Hettinga, 2015].
Именно через призму этих биомеханических конструкций ткется ткань быстроты, каждая нить – нейромышечная, кинетическая, проприоцептивная, метаболическая – переплетается, чтобы создать спортсмена, способного к взрывным, точным движениям. Гармонизация этих факторов, подкрепленная научными исследованиями, формирует фундамент, на котором основываются методики тренировки быстроты, предлагая план для повышения спортивных результатов путем биомеханической оптимизации.
Физиологический спектр развития быстроты, переплетенный с нитями анаэробной мощности, нервно-мышечного содействия и метаболической эффективности, представляет собой сложную мозаику. Центральное место в этом физиологическом дискурсе занимает система АТФ-ПКР – аденозинтрифосфат – фосфокреатин, обеспечивающая «немедленную энергию», необходимую для быстрых, взрывных движений; ее быстрая регенерация, критическая для поддержания коротких высокоинтенсивных усилий, предопределяет способность спортсмена выполнять последовательные всплески быстроты с минимальным снижением [динамика АТФ-ПКР]. Гликолитический путь, хотя и менее эффективный, чем его окислительный аналог, становится незаменимым во время продолжительных усилий на быстроту, где быстрый оборот глюкозы обеспечивает дополнительную АТФ, хотя и с побочным продуктом – накоплением лактата [Гликолитический поток и динамика лактата].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Лях В. И. Двигательные способности школьников: основы/ теории и методики развития. М. : Терра спорт, 2000.192 с.
2. Максименко A. M. Теория и методика физической культуры/: учебник для вузов физической культуры/. М. : Физическая культура, 2009. 496 с.
3. Никитушкин, В.Г. Комплексный контроль в подготовке юных спортсменов : монография / В.Г. Никитушкин. – М. : Физическая культура и спорт, 2013. – 208 с.
4. Табаков, А.И. Выполнение упражнений координационной и кондиционной направленности сопряженным методом в подготовке легкоатлетов / А.И. Табаков, В.Н. Коновалов // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4. – URL : https://science-education.ru/article/view?id=26563 (дата обращения: 01.09.2019).
5. Филяков, А.И. Развитие физических качеств у детей 12-13 лет / А.И. Филяков // Вестник Бурятского государственного университета. – 2009. – № 15. – С. 250-253.
6. Частихин А. А., [и др.]. Многомерное моделирование детерминации возрастной динамики двигательны/х способностей школьников // Учёны/е записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2015. № 12 (130). С. 286-290.
7. Эффективность прыжковой подготовки в тренировочном процессе легкоатлетов 9-10 лет / Е.Ю. Дьякова, Г.С. Лалаева, А.Н. Захарова, А.А. Миронов // Вестник Томского государственного университета. – 2012. – № 363. – С. 172-174.
8. Beato, M., Drust, B., & Iacono, A., 2020. Implementing High-speed Running and Sprinting Training in Professional Soccer. International Journal of Sports Medicine, 42, pp. 295 – 299. https://doi.org/10.1055/a-1302-7968.
9. Bedoya, A., Miltenberger, M., & Lopez, R., 2015. Plyometric Training Effects on Athletic Performance in Youth Soccer Athletes: A Systematic Review. Journal of Strength and Conditioning Research, 29, pp. 2351–2360. https://doi.org/10.1519/JSC.0000000000000877.
10. Behringer, M., Heede, A., Matthews, M., & Mester, J., 2011. Effects of strength training on motor performance skills in children and adolescents: a meta-analysis.. Pediatric exercise science, 23 2, pp. 186-206 . https://doi.org/10.1123/PES.23.2.186.
11. Coh, M., Babić, V., & Maćkała, K., 2010. Biomechanical, Neuro-muscular and Methodical Aspects of Running Speed Development. , 26, pp. 73 – 81. https://doi.org/10.2478/v10078-010-0051-0.
12. Faigenbaum, A., Lloyd, R., MacDonald, J., & Myer, G., 2015. Citius, Altius, Fortius: beneficial effects of resistance training for young athletes: Narrative review. British Journal of Sports Medicine, 50, pp. 3 – 7. https://doi.org/10.1136/bjsports-2015-094621.
13. Gabbett, T., Whyte, D., Hartwig, T., Wescombe, H., & Naughton, G., 2014. The Relationship Between Workloads, Physical Performance, Injury and Illness in Adolescent Male Football Players. Sports Medicine, 44, pp. 989-1003. https://doi.org/10.1007/s40279-014-0179-5.
14. Girard, O., Méndez-Villanueva, A., & Bishop, D., 2011. Repeated-Sprint Ability — Part I. Sports Medicine, 41, pp. 673-694. https://doi.org/10.2165/11590550-000000000-00000.
15. Haff, G., Whitley, A., & Potteiger, J., 2001. A Brief Review: Explosive Exercises and Sports Performance. Strength and Conditioning Journal, 23, pp. 13. 2.0.CO;2» target=«_blank»>https://doi.org/10.1519/1533-4295(2001)023<0013:ABREEA>2.0.CO;2.
16. Harries, S., Lubans, D., & Callister, R., 2012. Resistance training to improve power and sports performance in adolescent athletes: a systematic review and meta-analysis.. Journal of science and medicine in sport, 15 6, pp. 532-40 . https://doi.org/10.1016/j.jsams.2012.02.005.
17. Haugen, T., Tønnessen, E., Hisdal, J., & Seiler, S., 2014. The role and development of sprinting speed in soccer.. International journal of sports physiology and performance, 9 3, pp. 432-41 . https://doi.org/10.1123/ijspp.2013-0121.
18. Hrysomallis, C., 2011. Balance Ability and Athletic Performance. Sports Medicine, 41, pp. 221-232. https://doi.org/10.2165/11538560-000000000-00000.
19. Iaia, F., Ermanno, R., & Bangsbo, J., 2009. High-intensity training in football.. International journal of sports physiology and performance, 4 3, pp. 291-306 . https://doi.org/10.1123/IJSPP.4.3.291.
20. Jayanthi, N., Pinkham, C., Dugas, L., Patrick, B., & LaBella, C., 2013. Sports Specialization in Young Athletes. Sports Health, 5, pp. 251 – 257. https://doi.org/10.1177/1941738112464626.
21. Konings, M., Elferink‐Gemser, M., Stoter, I., Meer, D., Otten, E., & Hettinga, F., 2015. Performance Characteristics of Long-Track Speed Skaters: A Literature Review. Sports Medicine, 45, pp. 505-516. https://doi.org/10.1007/s40279-014-0298-z.
22. Li, J., O'Connor, H., O'dwyer, N., & Orr, R., 2017. The effect of acute and chronic exercise on cognitive function and academic performance in adolescents: A systematic review.. Journal of science and medicine in sport, 20 9, pp. 841-848 . https://doi.org/10.1016/j.jsams.2016.11.025.
23. McMorris, T., & Hale, B., 2012. Differential effects of differing intensities of acute exercise on speed and accuracy of cognition: A meta-analytical investigation. Brain and Cognition, 80, pp. 338-351. https://doi.org/10.1016/j.bandc.2012.09.001.
24. McMorris, T., Sproule, J., Turner, A., & Hale, B., 2011. Acute, intermediate intensity exercise, and speed and accuracy in working memory tasks: A meta-analytical comparison of effects. Physiology & Behavior, 102, pp. 421-428. https://doi.org/10.1016/j.physbeh.2010.12.007.
25. Myer, G., Faigenbaum, A., Chu, D., Falkel, J., Ford, K., Best, T., & Hewett, T., 2011. Integrative Training for Children and Adolescents: Techniques and Practices for Reducing Sports-Related Injuries and Enhancing Athletic Performance. The Physician and Sportsmedicine, 39, pp. 74 – 84. https://doi.org/10.3810/psm.2011.02.1854.
26. Myer, G., Jayanthi, N., Difiori, J., Faigenbaum, A., Kiefer, A., Logerstedt, D., & Micheli, L., 2016. Sports Specialization, Part II. Sports Health, 8, pp. 65 – 73. https://doi.org/10.1177/1941738115614811.
27. Naughton, G., Farpour-Lambert, N., Carlson, J., Bradney, M., & Praagh, E., 2000. Physiological Issues Surrounding the Performance of Adolescent Athletes. Sports Medicine, 30, pp. 309-325. https://doi.org/10.2165/00007256-200030050-00001.
28. Rumpf, M., Lockie, R., Cronin, J., & Jalilvand, F., 2016. Effect of Different Sprint Training Methods on Sprint Performance Over Various Distances: A Brief Review. Journal of Strength and Conditioning Research, 30, pp. 1767–1785. https://doi.org/10.1519/JSC.0000000000001245.
29. Silva, J., Nassis, G., & Rebelo, A., 2015. Strength training in soccer with a specific focus on highly trained players. Sports Medicine – Open, 1. https://doi.org/10.1186/s40798-015-0006-z.
30. Walankar, P., & Shetty, J., 2020. Speed, agility and quickness training: A review. International journal of physical education, sports and health, 7, pp. 157-159.